ТЭН (Taine), Ипполит


ТЭН (Taine), Ипполит
(1828-1893)
   французский историк, философ, социолог, эстетик, литературовед, психолог. Родился в семье судейского чиновника. Получил образование в парижском Коллеж де Бурбон и Высшей нормальной школе. Специализировался по философии. Испытал на себе влияние идей Аристотеля, Спинозы, Гегеля. Преподавал философские дисциплины в лицеях, а позднее в Школе изящных искусств. Тэн - автор исследований «Французская философия XIX века» (1857), «Критические опыты по истории» (1858), «История английской литературы» (1864), «Об интеллигенции» (в рус. переводе «Об уме и познании») (1870), «Происхождение современной Франции» и др.
   Для Тэна был характерен сугубо позитивистский подход ко всем формам духовной, художественно-эстетической жизни. Каждое явление культуры, искусства, литературы он рассматривал в первую очередь как социальный факт. Это сближало его с социологами и превращало из публициста, искусствоведа, историка искусства в представителя социологии культуры. Изучение искусства, литературы предполагает, согласно Тэну, не только накопление фактов, но и выстраивание на их основе системы причинно-следственных зависимостей. Исследователь должен ни на мгновение не упускать из поля своего зрения принцип причинности и помнить, что малейшее изменение в сфере причин влечет за собой серьезные изменения в сферах литературы и искусства.
   В работе «Философии искусства» (1880) Тэн рассматривал искусство в свете методологических принципов социологического позитивизма. Он стремился при помощи кантовского физикализма, т. е. с естественнонаучных позиций, выявить основные закономерности развития художественной жизни общества. Каждое явление искусства представало у него как причинно обусловленный социальный факт, связанный многими детерминационными воздействиями с общественным целым. В этом подходе проявилось также и влияние Гегеля, идеи которого были близки ученому. Тэн активно использовал категорию Гете-Гегеля дух времени, придал ей характер методологического принципа, с помощью которого объясняются многие явления и процессы социокультурной жизни, а их кажущийся хаос обретает необходимую конфигуративность.
   Тэн полагал, что все разнообразие духовных форм, которыми располагает культура, т. е. памятники религии, искусства, философии, литературы способны служить опорным материалом при изучении человеческого общества, отношений между людьми.
   От Спенсера Тэн заимствовал взгляд на взаимовлияния социальных целостностей как на взаимодействие живых организмов. Он утверждал, что искусство связано с обществом, как растение с породившей его почвой. Эта связь, представленная в социологическом аспекте, выглядит опосредованной тремя звеньями: 1) идеями, нравами, психологией эпохи; 2) определенными художественным школами; 3) своеобразием творческих манер конкретных художников.
   На жизнь искусства воздействуют условия существования людей, особенности пережитых народами исторических, политических событий, своеобразие сложившихся национальных характеров. Каждая эпоха в социальной истории цивилизации выдвигает на передний план какие-то отдельные виды искусства, стимулирует не все, а лишь некоторые формы творчества, выказывая по отношению к ним как бы свое предпочтение. Так, европейская античность выдвинула на передний план скульптуру. Христианско-феодальный мир способствовал первостепенному развитию архитектуры. Абсолютизм XVII-XVIII вв. оказал существенное влияние на развитие театра, а промышленно-демократический дух XIX в. стимулировал развитие и широкое распространение музыкального искусства.
   Важное место в социологии Тэна заняла категория среды, которую он трактовал чрезвычайно широко, включая в нее как естественные, так и социальные детерминирующие факторы - климат, ландшафт, общественные условия, политические обстоятельства и т. д. Однако, ему не удалось избежать достаточно острой критики со стороны современников за то, что за пределами его концепции оставались проблемы самодетерминации и бессознательной детерминации художественного творчества. Так, Г. Флобер, размышляя о методе Тэна, заметил: «Очень тонко анализируется среда, породившая {произведение}, причины, которые привели к тем или иным выводам; а где же подсознательная поэтика? Откуда она проистекает? Где композиция, стиль? Где точка зрения автора? Этого нигде нет... Меня всегда возмущает, что на одну доску ставятся шедевр и любая гнусность. Мелкоту превозносят, а великое принижают; ничто не может быть глупее и аморальнее» (Флобер Г. Письма 1850-1880//Он же. Собр. соч. в Ют. Т. 8. - М., 1938. - С. 242).
   ♦ Соч.: Тэн И. Философия искусства. - М.: Республика, 1996.
   ◘ Лит.: Зарубежная эстетика и теория литературы XIX-XX вв.: Трактаты, статьи, эссе. - М., 1987.

Эстетика. Энциклопедический словарь. Издательство Михайлова В. А. Санкт-Петербург. . 2005.

Смотреть что такое "ТЭН (Taine), Ипполит" в других словарях:

  • ТЭН (Taine) Ипполит — (1828 93) французский философ, социолог искусства, историк. Родоначальник культурно исторической школы. Книги: Критические опыты (1858), Философия искусства (1865 69), История английской литературы (т. 1 4, 1863 64). В историческом труде… …   Большой Энциклопедический словарь

  • Тэн (Taine) Ипполит Адольф — (21.4.1828, Вузьер, Арденны 5.3.1893, Париж) французский философ, историк, искусствовед, психолог. Биография. С 1895 г. профессор. Исследования. Представитель позитивизма первой классической формы, испытал на себе влияние О.Конта. Родоначальник… …   Большая психологическая энциклопедия

  • Тэн (Taine) Ипполит Адольф — (21.4.1828, Вузьер, Арденны 5.3.1893, Париж) французский философ, историк, искусствовед, психолог. Представитель позитивизма первой классической формы, испытал на себе влияние О. Конта. С 1895& …   Психологический словарь

  • ТЭН (TAINE) Ипполит Адольф — (1828 93) фр. историк, философ идеалист, искусствовед, представитель культурно исторической школы. Эстетика Т. эклектична: позитивистская методология, отождествляющая философию иск ва со своеобразной ботаникой, сосуществует с элементами… …   Эстетика: Словарь

  • ТЭН — (Taine) Ипполит (1828 1893) фр. философ, историк, психолог, теоретик искусства и литературы, публицист. Испытал влияние О. Конта. Автор кн. «Французская философия XIX вв.» (1857), «История английской литературы» (1864). Получил премию Французской …   Философская энциклопедия

  • Тэн Ипполит — (Taine) (1828 1893), французский философ, социолог искусства, историк. Родоначальник культурно исторической школы. Рассматривал искусство как выражение «господствующих типов» разных исторических эпох; расцвет и упадок искусств, смену жанров и… …   Энциклопедический словарь

  • Тэн Ипполит Адольф — Тэн (Taine) Ипполит Адольф (21.4.1828, Вузье, Арденны, ‒ 5.3.1893, Париж), французский философ, эстетик, писатель, историк. В 1848‒51 учился в Высшей нормальной школе (Париж). Член французской академии (1878). Родоначальник эстетической теории… …   Большая советская энциклопедия

  • ТЭН — (Taine) Ипполит (21.04.1828, Вузье, Арденны, 05.03.1893, Париж) французский философ, эстетик, историк, литературовед, социальный мыслитель. По своим философским взглядам позитивист Тэн испытал сильное влияние Гегеля. Гегелевское понятие дух… …   Энциклопедия социологии

  • Тэн, Ипполит — ТЭН (Taine) Ипполит (1828 93), французский философ, социолог искусства, историк. Родоначальник культурно исторической школы. Рассматривал искусство как выражение “господствующих типов” разных исторических эпох. Расцвет и упадок искусств,… …   Иллюстрированный энциклопедический словарь

  • ТЭН — (Taine) Ипполит (1828 93), французский философ, социолог искусства, историк. Родоначальник культурно исторической школы. Рассматривал искусство как выражение господствующих типов разных исторических эпох. Расцвет и упадок искусств, становление… …   Современная энциклопедия

Книги